СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
обществоведение
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 14 № 1514

Искусство в отличие от других форм духовной жизни:

1) совершенствует понятийный аппарат мышления
2) побуждает расширять мировоззренческий кругозор
3) воплощает художественные образы в материальные ценности
4) регулирует поведение человека на основе понятий о добре и зле

Пояснение.

Искусство – синтез материального и духовного, «третья реальность». Познавая жизнь, искусство подобно науке, но для науки характерны дифференцирующие тенденции, а для искусства – интегрирующие. «Наука познаёт всё, даже человека, применительно к мирозданию; искусство познаёт всё, даже мироздание, применительно к человеку» (Б.М. Рунин). Язык науки – референтивный (от лат. referre – сообщающий), язык искусства – эмотивный (от лат. еmovere – возбуждать, волновать). Искусство и наука – равноценные категории опыта, который может быть понят как «дорога», во время которой «экзистанс» вслушивается в «истинное бытие» (М. Хайдеггер).

 

Художественное знание уникально. Поэзия как особый опыт, особое знание, которое не может быть получено иным способом, переведено на иные языки – характерная установка многих современных литературоведческих направлений. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа» (Н. Бор). По И.Канту, эстетическая идея приводит познавательные силы в состояние «свободной игры», как бы тренируя их: «Образы поэзии не предназначены специально для уяснения предмета, но должны приводить в движение и оживлять воображение» (И.Кант).

 

Предмет и способ художественного познания – одна из традиционных проблем филологии. Претензию искусства на большую обобщённость, универсальность познания выразил уже Аристотель: «Задача поэта говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости». От этого суждения берут начало многие высказывания о характерной для искусства типизации, о непростом соотношении правды и правдоподобия. Художественное бытие – особая эстетическая реальность, которая не требует признания её за действительность (Л. Фейербах). Искусство – «гигантская условность» (В. Турбин). Искусство – не жизнь, а образ жизни. Искусство – это средство, которое заполняет разрыв между духом и чувственно осязаемой материей, «эту рану, которую дух наносит себе в своём поступательном движении» (Г.В.Ф. Гегель).

 

Отличительная черта искусства – его бескорыстие. Искусство напоминает евангельское чудо «претворения воды в вино», это акт «преодоления чувства», его «разрешения, победы над ним», это «организация нашего поведения на будущее, установка вперёд, требование, которое, может быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» (Л.С. Выготский).

 

Традиционно искусство понимается как вид культурной деятельности, удовлетворяющий потребность человека в прекрасном; это результат выражения внутреннего облика человека, реализация мира его чувств в художественных образах, «использование мастерства и воображения для создания эстетических объектов» (Энциклопедия Британника).

 

Искусство – особый способ познания и отражения действительности в художественной форме.

Правильный ответ: воплощает художественные образы в материальные ценности